Главная О компании История
 

История

1946 – 1956  Начало пути

3 декабря 1946 года приказом № 795/цз, подписанным начальником «Главтоннельметростроя» генерал-директором пути и строительства II ранга М.А. Самодуровым, организуется первый ленинградский филиал «Метропроекта» - «Ленметропроект».

Эту дату официально принято считать днем основания нашего института.

29 января 1947 года начальником «Ленметропроекта» был назначен Вален­тин Михайлович Ленин (гидротехник по образованию, имевший за плечами опыт проектной работы с 1935 года в «Метропроекте» - от инженера до главного инже­нера проекта и начальника отдела спецсооружений).

Замечательный коллектив был создан в это время. В него вошли люди, про­шедшие тяжелейшие годы войны, оборонные работы.

Уже к концу 1947 года филиал, в состав которого вошли бывшие работники московского «Метростроя», а также около 35 человек из «Ленметростроя» и много молодых специалистов, обрел достаточную работоспособность.

Первым значительным шагом в Ленинграде было изменение внутреннего диаметра перегонного тоннеля в обделке из чугунных тюбингов с 5,6 метра до 5,1 метра, что позволило сократить объем земляных работ при проходке перегонных тоннелей более чем на 16%, а расход чугуна на обдел­ку тоннелей на 22% - около полутора тысяч тонн на километр. Для станционных тоннелей с учетом ленинградских условий была значительно облегчена обделка в нижней, слабо работающей части колец. В обоснование и внедрение «колец пере­менной жесткости» много сил и творческой энергии вложили Б.В. Грейц, СМ. Эпштейн, Л.В. Фролов, Г.А. Скобенников.

Начало архитектурного проектирования Ленинградского метрополитена было положено в 1948 году проведением двух конкурсов: закрытого (заказного) с привле­чением ряда известных в то время ленинградских зодчих и открытого, в котором приняли участие архитекторы Ленинграда, Москвы, Киева, Свердловска.

В начале 1950 года одиннадцать авторских коллективов выполнили двадцать три форпроекта. Из них были одобрены проектные предложения для шести буду­щих станций первой очереди. Два проекта - для станций «Пушкинская» и «Вла­димирская» - разрабатывались позднее по дополнительным конкурсам. Таким об­разом, были окончательно определены авторы-архитекторы, которым доверялась дальнейшая разработка архитектурных проектов.

15 ноября 1955 года можно считать началом эксплуатации Ленинградского ме­трополитена - в этот день был осуществлен пуск 1-го участка Кировско-Выборгской линий от станции «Автово» до станции «Площадь Восстания» (Московский вокзал). Он стал праздником всех ленинградцев и коллектива «Ленметропроекта», укрепившим уверенность проектировщиков и вдохновившим их на дальнейшую успешную работу.

 

1957 – 1967 Второе десятилетие

В течение второго десятилетия своей деятельности «Ленметропроект» продолжал проектирование метрополитена и обе­спечил изысканиями и проектной документацией строительство второго участка Кировско-Выборгской линии, первого и второго участков Московско-Петроградской линии и первого участка третьей - Невско-Василеостровской линии метрополи­тена Ленинграда. К концу 1967 года город имел уже костяк схемы развития ме­трополитена общей протяженностью 33,3 километра с 23 станциями, в том числе тремя пересадочными. На строительстве, на перегонах и станциях были широко внедрены сборные железобетонные конструкции, построены 6 станций нового типа - без боковых посадочных платформ, внедрено автоматическое движение поездов, новые системы управления технологическими процессами.

Проектирование тоннелей, второе направление деятельности коллекти­ва, получило в этот период полное развитие. К началу 1965 года завершилось строительство железнодорожной линии Абакан - Тайшет в Саянах с девятью тоннелями общей длиной 9,8 километра. Шесть тоннелей были спроектирова­ны «Ленметропроектом». Расширилась география объектов проектирования: от Мурманска до Кавказа и Киргизии (с севера на юг), от Западной Украины до Иркутска (с запада на восток).

В Ленинграде и других городах СССР были запроектированы несколько го­родских автотранспортных и пешеходных переходов и других подземных объектов иного назначения.

В течение второго десятилетия в «Ленметропроект» пришли молодые ин­женеры нового, уже послевоенного поколения.

В эти годы коллектив приступил к проектированию новых участков метропо­литена в Ленинграде, автодорожных тоннелей на Канонерский остров под Морским каналом в Ленинграде и Рокского тоннеля - под Главным Кавказским хребтом. Было начато проектирование Лысогорского железнодорожного тоннеля недалеко от Туапсе длиной 3 километра и разработка основных положений строительства Байкальского тоннеля длиной 6,7 километра на Байкало-Амурской магистрали.

По проектам «Ленметропроекта» строились железнодорожные тоннели на линии Камышлы - Алеппо — Латакия в Сирийской Арабской Республике.

Институт набирал силы и опыт, коллектив вырос со 120 человек в начале 1957 года до 227 в конце 1967.

 

1968 – 1977 Третье десятилетие

В это время институт, как и раньше, основное внимание уделял проектированию ле­нинградского метрополитена, сеть которого планомерно разрасталась за счет уд­линения всех трех линий: Кировско-Выборгской - от станции «Площадь Ленина» на север в сторону железнодорожной станции «Девяткино» и от станции «Автово» до станции «Проспект Ветеранов», Московско-Петроградской - от станции «Парк Победы» до железнодорожной станции «Купчино» и Невско-Василеостровской - от станции «Площадь Александра Невского» до станции «Ломоносовская». В резуль­тате эксплуатационная длина ленинградского метрополитена к концу 1977 года составила 56,4 километра в двухпутном исчислении с 35 станциями.

В это десятилетие в метростроении Ленинграда почти повсеместно произошел пере­ход на железобетонные конструкции тоннелей и станций, с обжатием блоков в породу. Новые типы станций - колонной и односводчатой конструкции, запроектированные инженерами «Ленметропроекта», прошли натурные испытания в лаборатории моде­лирования тоннелей ЛИИЖТа и были построены «Ленметростроем» со значитель­но (в 3,5-4 раза!) сниженными осадками поверхности, по сравнению с предыдущими линиями, что позволяло сооружать их по новым технологиям в плотнозастроенных районах города без нанесения существенного вреда зданиям и сооружениям.

Впервые в ленинградской практике для ликвидации аварии на «Размыве» для замораживания грунтов было применено низкотемпературное азотное заморажи­вание водоносных и водонасыщенных грунтов. Эта технология позже стала «штат­ной» и успешно применялась в дальнейшем.

Тесное сотрудничество «Ленметропроекта», «Ленметростроя» и кафедры «Тон­нели и метрополитены» ЛИИЖТа позволило широко внедрять новые эффектив­ные конструкции, существенно увеличить скорости строительства.

В период 1968-1977 годов на ленинградском метрополитене нашли широкое внедре­ние автоведения поездов, начато внедрение систем автоматического и дистанцион­ного управления эскалаторами, были переведены на телеуправление и сигнализацию санитарно-технические устройства Кировско-Выборгской и Московско-Петроградской линий.

В это десятилетие инженеры «Ленметропроекта» вели проектирование автодо­рожных, железнодорожных и гидротехнических тоннелей. Автодорожных - под площадью Победы и на Канонерский остров в Ленинграде, Рокского - на Кавказе. Началось строительство по проектам «Ленметропроекта» Нагорного тоннеля на «Малом БАМе», Байкальского и Северо-Муйского тоннелей на Бурятском участке Байкало-Амурской железнодорожной магистрали.

География объектов проектирования «Ленметропроекта» существенно расширя­лась: от тоннеля под Енисеем вблизи города Игарка до далекой Калькутты в Индии, где специалисты нашего института консультировали индийских коллег в проекти­ровании первого в Индии метрополитена.

Численность института за десятилетие выросла с 227 в начале 1968 года до 270 человек в конце 1977 года. В связи с разворачиванием в стране новых строек -тоннелей и метрополитенов, в 1977 году «Ленметропроект» из филиала московско­го головного института «Метрогипротранс» был преобразован приказом Министра транспортного строительства в самостоятельный институт «Ленметрогипротранс» с филиалом «Бамтоннельпроект» в Северобайкальске.

 

1978 – 1986 Четвертое десятилетие

Этот период характеризуется интенсивным проектированием и строительством метрополитенов в Советском Союзе и в Ленинграде в том числе, тоннелей гидротехнических и транспортных, особенно - железнодорожных. Во мно­гих стройках принимали участие проектировщики «Ленметрогипротранса».

В Ленинграде за этот период пуски в эксплуатацию новых участков метрополи­тена производились каждый год, кроме 1983 и 1986 годов. В 1980 году открыли для пассажиров второй эскалаторный тоннель в пересадочном узле «Технологический институт 1-11». В конце 1985 года в городе действовал метрополитен с четырьмя ли­ниями общей строительной длиной 88,37 километра с 48-ю станциями, 43-я эска­латорными тоннелями, 85-ю стволами. К 1986 году было построено 14 станций пилонного типа, 9 — колонного глубокого и 3 - мелкого заложения, 10 станций без боковых посадочных платформ, 9 — односводчатой конструкции. Три станции на­земные, пересадочные на железные дороги пригородного сообщения. Темпы стро­ительства метрополитена в Ленинграде за весь период с 1945 по 1986 год состави­ли в среднем 2,1 километра в год. Был «задел» в проектировании и строительстве и на новых участках.

В 1985 году вступил в строй действующих первый участок Новосибирского ме­трополитена, проектирование которого вел «Ленметрогипротранс» и его филиал «Новосибметропроект», второй филиал института, созданный вслед за «Бамтоннельпроектом».

Постоянно шло проектирование тоннелей в различных регионах страны: в Став­ропольском крае - гидротехнических тоннелей на водоподводящих каналах; тонне­лей Байкало-Амурской железнодорожной магистрали - Байкальского, 4-х Мысовых тоннелей, Кодарского, Северомуйского; на Малом БАМе - Нагорного тоннеля. К этим железнодорожным тоннелям следует добавить проектирование институтом транскав­казского двухпутного Архотского перевального тоннеля, самого длинного в стране.

На юге, под Туапсе, был сдан в эксплуатацию Лысогорский железнодорожный тоннель. Проектировался тоннель в Махачкале для отвода железной дороги от бе­рега Каспийского моря. Заканчивался строительством автодорожный Рокский тон­нель под Главным Кавказским хребтом, между Северной и Южной Осетией. В 1983 году был сдан в эксплуатацию Канонерский автодорожный тоннель под Морским каналом в Ленинграде.

Институт вел проектирование метрополитена в Гаване на Кубе, железнодорожных тоннелей в Алжире, помогал проектированию метрополитена в Индии в Калькутте.

Успехи коллектива «Ленметрогипротранса» в проектировании указанных выше объектов, разработка новых тоннельных конструкций, новых образцов горнопро­ходческих механизированных комплексов, шахтных подъемов, новых технологий почти каждый год отмечались дипломами Выставки достижений народного хо­зяйства (ВДНХ),  Министерством Транспортного строительства и ЦК профсоюза.

За это четвертое десятилетие в институте произошла почти полная смена поко­ления проектировщиков.

 

1987 – 1996 Пятое десятилетие

За эти 10 лет по проектам "Ленметрогипротранса" были построены и сданы в эксплуатацию участки Ленинградского - Петербургского метрополитена от станции "Проспект Большевиков" до станции "Улица Дыбенко" и от станции "Площадь Александра Невского-II" до станции "Садовая" (Правобережной линии), участок от станции "Удельная" до станции "Проспект Просвещения" (Московско-Петроградской линии). На БАМе вступили в строй тоннели №1 и №3 открытой трассы пересечения Северомуйского хребта на 18-ти тысячном уклоне, Рачинский тоннель на Дальневосточной железной дороге.

В строительстве были новые участки метрополитена от станции «Садовая» до станции «Комендантский проспект» и от станции «Садовая» в сторону будущей станции «Международная». Институт много сделал и для строительства новых линий: ТЭО Кольцевой от станции «Василеостровская» до станции «Выборгская», ТЭО первого участка Красносельско-Калининской линии и проект продолжения Правобережной линии к станции «Народная» с выходом на поверхность к депо «Народное». Но этот «задел» так и не был реализован ни в это десятилетие, ни в следующие два.
Вместе с «Метрогипротрансом» институты «Главтранспроекта» выполнили схему развития метрополитенов СССР до 2000 года, при этом ленинградские проектировщики вместе со своим филиалом «Новосибметропроект» и комплексным отделом в Челябинске обеспечили начало строительства первой очереди метро в Челябинске и Красноярске и продолжение строительства I линии в Новосибирске.
Перестройка экономики страны, приватизация государственных предприятий естественно коснулась и «Ленметрогипротранса». Из государственного проектно-изыскательского института Министерства транспортного строительства институт был преобразован в Открытое акционерное общество (ОАО) «Ленметрогипротранс», а само некогда могучее Министерство транспортного строительства СССР в 1992 превратилось сначала в Государственную Корпорацию, а затем и в Группу компаний «Трансстрой».
В эти тяжелые годы объемы проектирования значительно уменьшились, коллективу института приходилось порой работать по четыре дня в неделю, а порой и по три дня. Но коллектив сохранил самостоятельность, хотя численность его уменьшилась за эти годы с 350. до 262 человек, то есть на 25%. В эти годы из-за малых объемов финансирования строительства метрополитенов и тоннелей в стране почти не было приема в институт молодых специалистов.
Ко всем экономическим и социально-политическим трудностям этого периода для коллектива института добавились еще потрясения, вызванные тремя за одно десятилетие (!) авариями на строительстве метрополитена: на перегоне за станцией «Проспект Просвещения» (1998 г.), на строительстве пересадочного узла между станциями «Владимирская» и «Достоевская» (1989 г.) и на действующих тоннелях на участке «Размыв» между станциями «Лесная» и «Площадь Мужества» Кировско-Выборгской линии (1995 г.).
И все же в это десятилетие коллектив имел и серьезные успехи. Дважды, в 1990 и 1991 годах, были отмечены Государственными премиями Совета Министров СССР строительство участка метро в Петербурге от станции «Площадь Александра Невского-I» до станции «Проспект Большевиков» и строительство тоннелей БАМа. Среди лауреатов этих премий были и 15 сотрудников «Ленметрогипротран-са». Почти 90 сотрудников были награждены медалями «За строительство Байкало-Амурской магистрали». Были награждения и другими государственными наградами.
К концу десятилетия уже была почти готова линия метро от станции «Садовая» до станции «Чкаловская», на которой было внедрено много новых конструкций и методов строительства. В «Ленметрогипротрансе» в 1993 году был создан научно-исследовательский отдел, взявший на себя часть функций ранее существовавшего при Минтрансстрое ЦНИИСа.
В условиях ломки ранее существовавших государственных структур для объединения тоннельщиков бывшего СССР в 1990 году была создана Всероссийская ассоциация тоннельщиков, в которую вошли и тоннельщики ряда бывших республик. «Ленметрогииротранс» с самого начала был активным членом ВАТ (в будущем ТАР - Тоннельной ассоциации России) и участвовал практически во всех ее мероприятиях, включая ежегодные конгрессы Международной тоннельной ассоциации.
Эти годы характеризуются также работой коллектива над проектами метрополитенов в Гаване (Куба), Будапеште (Венгрия), Алжире. К сожалению, изменения в международной и внутренней политической обстановке привели к прекращению контактов коллектива со специалистами этих стран. Но опыт работы на международном уровне коллектив приобрел, и он, этот опыт, способствовал росту квалификации и имиджа коллектива.
 

Наши дни

Областью деятельности института в 2011-2013 годах было проектирование метрополитена в Санкт-Петербурге и проектирование тоннелей - олимпийских объектов в Сочи, выполнение проектных работ по метрополитенам в Минске (Беларусь).

В 2012 г. «Ленметрогипротранс» стал победителем в пяти открытых конкурсах и в семи запросах предложений на право заключения государственных контрактов и договоров на разработку проектной документации для государственных нужд Санкт-Петербурга и ГУП «Петербургский метрополитен», по результатам которых с институтом заключены государственные контракты и договора на выполнение проектно-изыскательских и научно-исследовательских работ.

ОАО «НИПИИ «Ленметрогипротранс» имеет свидетельства четырех СРО о допуске ко всем видам работ по подготовке проектной документации и инженерным изысканиям, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, включая особо опасные и технически сложные объекты капитального строительства.

«Ленметрогипротранс» с декабря 2004 г. работает в рамках требований MC ISO и успешно прошел ресертификацию по применению СМК стандарта ISO 9001:2008.

Общая численность работников института – 350 человек, всего 22 подразделения из них 10 производственных отделов, включая научно-исследовательский отдел. В настоящее время в «Ленметрогипротранс» трудятся более 300 высококвалифицированных специалистов, включая 3-х докторов и 14 кандидатов технических наук.

По проектам института построены и эксплуатируются пять линий метрополитена в Санкт-Петербурге (общей длиной более 125 км, 67 станций).

Проектируются и строятся новые линии метрополитена в Санкт-Петербурге, Москве,  других городах России и за рубежом.

За время работы институтом запроектировано около 800 км автодорожных и железнодорожных тоннелей. По проектам ОАО «ЛМГТ» велось строительство тоннельных комплексов № 1,2,3 совмещенной (автомобильная и железная) дороги Адлер – горноклиматический курорт «Альпика-Сервис», железнодорожные тоннели № 6 бис (на участке Сочи-Адлер СКЖД), тоннели № 1 и № 2 (с дренажной штольней) на участке Адлер-аэропорт СКЖД (Олимпийские объекты «Сочи 2014»), и др.

Проектируются железнодорожные и автодорожные тоннели со всей необходимой инфраструктурой в Краснодарском крае и на Дальнем Востоке.

По проектам института внедрены передовые технологии и методы строительства, новые конструкции:

- впервые в России строительство двухъярусного пересадочного узла на две линии односводчатой конструкции (ст. «Спортивная» Петербургского метрополитена);

- использование проходческого механизированного щита с активным пригрузом забоя для проходки эскалаторного тоннеля;

- комбинированный метод проходки эскалаторного тоннеля, включающий традиционное замораживание грунта и технологии jet grouting;

- применение двухслойной обделки эскалаторного тоннеля с монолитным железобетонным несущим слоем;

- возведение подземных объектов мелкого заложения в открытом котловане сверху вниз – «top down»;

- метод электромагнитного импульсного сверхширокополосного зондирования при инженерно-геологических изысканиях впереди забоя строящегося тоннеля;

- применение автоматизированной системы управления технологическими процессами в железнодорожных тоннелях Олимпийской трассы.

ОАО «НИПИИ «Ленметрогипротранс» является членом Тоннельной ассоциации России.

ОАО «НИПИИ «Ленметрогипротранс» является членом СРО Некоммерческое партнерство «Объединение проектировщиков подземных сооружений, промышленных и гражданских объектов».

ОАО «НИПИИ «Ленметрогипротранс» постоянно участвует в международных конгрессах, симпозиумах и выставках. Институт неоднократно награждался Государственными премиями, международными наградами и дипломами за достижение высокой эффективности и конкурентоспособности в проектно-изыскательской деятельности в современных экономических условиях. «Ленметрогипротранс» является победителем VII Международного конкурса на лучшую проектную организацию по итогам работы за 2011 год.

Инженеры института имеют 25 патентов и 49 авторских свидетельств, являются лауреатами Государственных премий, награждены правительственными наградами, носят звания «Заслуженный строитель РФ», «Почетный строитель России», «Почетный транспортный строитель», «Заслуженный геолог России».