Санкт-Петербург
+7 (812) 316-20-22
+7 (812) 571-20-22

Санкт-Петербургу необходима концепция комплексного освоения подземного пространства

Проекты
7 мая 2015
 

 Один из ведущих российских специалистов в области проектирования подземных сооружений Николай Иванович Кулагин поделился экспертным мнением по проблемам и перспективам развития отрасли метростроения в Северной столице с редакцией портала

 

Н. И. Кулагин, Советник генерального директора ОАО «Ленметрогипротранс»

 

- Николай Иванович, город планирует построить станции  «Новокрестовская» и «Улица Савушкина» продолжения Невско-Василеостровской линии к ЧМ-2018. При этом работы до сих пор не начаты. Реально ли осуществление проекта  в заявленные сроки?

- К сожалению, было упущено слишком много времени, однако, успеть построить обе станции к лету 2018 года еще реально. А вот закончить работы к середине 2017 года, как было заявлено изначально, уже практически невозможно. Сегодня каждый день может стать решающим – это понимают и специалисты, и власти города, которые осознают меру своей ответственности за успешное проведение в России мирового первенства по футболу - одного из главных  спортивных событий, находящихся под пристальным вниманием мировой общественности.

Для того, чтобы обеспечить ввод станций «Новокрестовская» и «Улица Савушкина» в установленные сроки, городу необходимо как можно быстрее решить организационные вопросы. Прежде всего, в официальном статусе должен быть утвержден проектировщик, который   подготовит рабочую документацию по проекту. В этой связи отмечу, что проект продолжения Невско-Василеостровской линии был выполнен ОАО «Ленметрогипротранс» и в настоящий момент находится на согласовании в Государственной экспертизе.

Не менее важно решить вопросы, связанные с намывкой территории в зоне строительства.   
С моей точки зрения, для повышения эффективности работы следует объединить усилия всех участников строительного процесса. Необходим жесткий контроль и согласованность действий руководителей городских ведомств, проектировщиков, строителей – всех тех, кому город поручит осуществление этого проекта, Городской штаб по перспективному развитию метрополитена должен работать более эффективно. К сожалению, город слабо контролирует выполнение собственной программы по развитию метрополитена.

-Какие факторы, помимо отсутствия надлежащего контроля, сдерживают темпы проектирования и строительства новых линий петербургской «подземки»?

- Сегодня, в связи с изменением федерального законодательства, порядок подготовки проекта и прохождения государственной экспертизы стал намного сложнее. Проектировщик лишен права улучшать и дорабатывать проект между первой стадией разработки и подготовкой рабочей документации. Необходимость при малейших изменениях заново проходить процедуру согласования в Госэкспертизе оказывает негативное влияние на темпы строительства. К тому же  это совершенно бессмысленно, так как именно рабочая документация уточняет проект и отражает все внесенные корректировки. Это первое.

Второе. Если раньше Государственная экспертиза решала не только технические, но и стоимостные вопросы, то сегодня она оказалась разделенной, фактически разорванной, на две части, что  существенно осложняет решение вопросов. Техническая документация  проходит согласование в  Москве, а сметная часть проекта – в Петербурге. Все это создает дополнительные проблемы и увеличивает сроки согласования, особенно в сегодняшних условиях, когда городская экспертиза не несет никакой ответственности за реализацию программы развития метрополитена.  

- На ваш взгляд, существует ли проблема монополизма в отрасли метростроения  Петербурга? Или эта проблема надумана?

 - Это не проблема, а объективная реальность. В свое время город приложил немало усилий для того, чтобы поднять мощности  метростроительного комплекса – ОАО «Лениметрогипротранс» как проектировщика и ОАО «Метрострой» как строительной организации. В предыдущие годы перед нами ставилась задача  строить 25-30 км новых линий за пятилетку. Мы подошли к этой цифре, а затем случился провал…

ОАО «Ленметрогипротранс» и ОАО «Метрострой» имеют значительный и, что не менее важно, положительный  опыт проектирования и строительства объектов подземной инфраструктуры в Санкт-Петербурге. За годы работы мы спроектировали и построили более 140 км линий метрополитена в двухпутном исчислении, а это свыше 300 км подземных выработок. Мы изучили город с точки зрения его геологической структуры, знаем те инженерно-геологические и гидрологические особенности, которые неизвестны иногородним и иностранным компаниям, пришедшим в наш город впервые.

Безусловно, можно использовать архивные данные, но этого недостаточно, чтобы реально оценить  опасности работы в наших подвижных грунтах. Для Санкт-Петербурга, особенно в исторической его части, безопасность – вопрос первостепенной важности. Так что с моей точки зрения,  монополизм в нашем конкретном случае был оправдан.

- И все же, возможно ли  привлечение иногородних компаний на строительство объектов городского метрополитена?

- Если на конкретный вид работ привлекаются организации, имеющие соответствующий опыт работы, оборудование и кадровый состав, а генподрядчиком остается ОАО «Метрострой», то такое сочетание вполне возможно. То же самое относится и к отрасли проектирования.

В связи с этим должен сказать, что введенная тендерная схема, к сожалению, не включает в себя такое понятие, как предквалификация и не дает инструментов для оценки реальных возможностей той или иной проектной или строительной организации.

- Позволит ли увеличение объемов финансирования метростроения стабилизировать ситуацию в отрасли?
 

- Городские власти заявляют о выделении средств на развитие петербургского метрополитена, причем цифры называются немалые. Однако, до сих пор проектировщики и строители продолжают привлекать кредитные средства, чтобы обеспечить выполнение работ. Мне эта система непонятна.  

- Насколько активно ОАО «Ленметрогипротранс» планирует работать в Москве?

- Вопрос, почему и зачем ОАО «Ленметрогипротранс» вышел на московский рынок, обсуждался неоднократно. В свою очередь, могу сказать, что мы пошли в Москву, потому что нас хотели там видеть. Как я уже говорил, мощности института возросли, были приобретены дополнительные площади, приглашены на работу молодые специалисты. Сотрудников необходимо обеспечивать работой.

Но у нас в городе произошла передача функций Службы заказчика из Комитета по транспорту в Комитет по развитию транспортной инфраструктуры, в связи с этим проектные и строительные работы приостановились практически на полтора года. В Москве же работы достаточно – система метрополитена развивается очень активно.

- На ваш взгляд, какие меры позволят повысить темпы строительства метро в Санкт-Петербурге?

- Объемы строительства заявлены значительные, но контроль исполнения работ со стороны Городского штаба по перспективному развитию метрополитена фактически отсутствует. Нет четкого планирования, очередность строительства новых линий то и дело меняется. То, что вчера было приоритетным направлением, сегодня уже положено «на полку».

Кроме того, существует ряд организационных проблем, которые ни ОАО «Ленметрогипротранс», ни ОАО «Метрострой» не в состоянии решить без помощи города. Это касается, прежде всего,  вопросов энергоснабжения, отвода территорий под строительство, выноса инженерных сетей. Сегодня, когда стадия подготовки проекта стала  очень длинной и включает в себя множество формальностей, поддержка города в решении этих  вопросов особенно важна.

- Как вы оцениваете перспективы комплексного освоения подземного строительства в нашем городе?

- В 2012 году мы провели Международную конференцию по комплексному освоению подземного пространства, целью которой было обратить внимание руководства города на перспективы подземной урбанизации. Но, к сожалению, сегодня даже вопросы строительства метрополитена оказались запущенными, а о комплексном освоении подземного пространства в Петербурге пока вообще говорить не приходится - эта тема не входит в зону внимания  городской власти.

Вместе с тем, игнорировать ее недопустимо. Без подземного строительства невозможно развитие мегаполиса, сохранение его исторической части, повышение комфортности проживания для горожан, решение транспортных и экологических проблем.

На сегодняшний день насчитывается более сотни наименований объектов, которые  можно успешно строить под землей, и наши западные коллеги это демонстрируют.

Российские города, такие, как Москва, Свердловск, Екатеринбург уже разработали собственную Концепцию комплексного освоения подземного пространства и приступают к ее реализации.  Санкт-Петербург не имеет ее даже на бумаге, сроки подготовки этого документа до сих пор не определены.

Очевидно, что при существующем подходе говорить о возможностях подземной урбанизации и перспективном развитии городских территорий преждевременно.

Источник: undergroundexpert.info.