Главная Деятельность Технологии Струйные вентиляторы на объектах метро
 

Струйные вентиляторы на объектах метро

В качестве одного из примеров по внедрению новых технологий можно выделить решение об использовании струйных вентиляторов для проветривания соединительной ветки одной из первых линий Петербургского метрополитена.

Теплосантехнический отдел ОАО «НИПИИ «Ленметрогипротранс» является комплексным отделом, который занимается проектированием постоянных инженерных систем разделов ОВ,ТС и ВК для подземных транспортных сооружений, а также разрабатывает системы обеспечения строительства сжатым воздухом, теплом, водой и вентиляцией. Специалистами отдела за 70 лет накоплен уникальный опыт, а  своевременная реакция на развитие технологий позволяет  сохранять  высокий уровень проектирования и соответствовать современным требованиям.

Левина Е.К., главный специалист теплосантехнического отдела ОАО «НИПИИ «Ленметрогипротранс»

 

Отдел участвует во всех проектах института и часто решает очень сложные задачи, требующие индивидуального, нетипового подхода.Такие проекты были выполнены для тоннелей БАМа, Олимпийской трассы, а также для метрополитена Казани и, конечно же, Санкт-Петербурга.     

В последнее время большое внимание уделяется системам вентиляции транспортных тоннелей и метрополитенов в части поддержания санитарных норм, микроклимата и реализации режимов дымоудаления.

3D модель камеры тоннельной вентиляции

Рис.1 3D модель камеры тоннельной вентиляции

При  проектировании систем вентиляции специалистами отдела применяется современная компьютерная техника с необходимым программным обеспечением, которое позволяет при выполнении проектов решать задачи любого уровня сложности (см. рис.1, 2). В качестве одного из примеров по внедрению новых технологий можно выделить решение об использовании струйных вентиляторов для проветривания соединительной ветки одной из первых линий Петербургского метрополитена.

В процессе эксплуатации  столкнулись с проблемой недостаточности воздухообмена в соединительной ветке (см. рис. 3 ) двух центральных станций, работа же существующих установок тоннельной вентиляции на данном участке оказывалась недостаточной для создания в ней постоянного воздушного потока. Связано это было с тем, что эжекционная установка,  предназначенная для вентиляции этой соединительной ветки не была сооружена, фактически проветривание выработки осуществлялось только за счет поршневого эффекта от движущихся поездов (10-12 составов в сутки). Такое проветривание не обеспечивало устойчивого движения воздуха и приводило к возникновению повышенной влажности и как следствие – коррозии элементов обделки и оборудования.

Результаты моделирования воздухораспределения

Рис 2. Результаты моделирования воздухораспределения

Необходимо было организовать проветривание соединительной ветки в ночное время, когда отсутствует движение поездов, при этом строительство эжекционной установки в условиях действующего метрополитена исключалась.

Опираясь на богатый опыт проектирования транспортных тоннелей, была запроектирована продольная схема вентиляции с использованием струйных вентиляторов в условиях метрополитена. Особенностью данной системы вентиляции является отсутствие необходимости сооружения специальных выработок, так как струйные вентиляторы размещаются непосредственно в транспортной зоне тоннеля и за счет использования кинетической энергии высокоскоростной струи на выходе из вентилятора организуют воздушный поток в сечении тоннеля, т.е. по сути своей исполняют роль эжекционной установки. Вентиляторы были смонтированы в объеме камеры съездов, под сводом вдоль продольной оси, за пределами габарита приближения оборудования.

Схема соединительной ветки

Рис.3 Схема соединительной ветки

Принятая установка состояла из 4-х осевых струйных вентиляторов, диаметром 630 мм располагаемых в ряд (см. рис.4). Вентиляторы оснащены глушителями шума с обеих сторон, входным и выходным конусом с направляющей дюзой, гибкими вставками, монтажными приспособлениями и виброизоляторами для исключения негативного влияния на конструкцию тоннеля. Для удобства эксплуатации электродвигателя в нижней части корпуса был предусмотрен лючок со съемной крышкой.

В результате работы сотрудники отдела нашли простое и современное решение, которое позволило избежать значительных затрат по сооружению эжекционной камеры и обеспечить нормируемые параметры воздушной среды в кратчайшие сроки.

Установка струйных вентиляторов

Рис.4 Установка струйных вентиляторов

Система успешно эксплуатируется с 2007 года. В проектах новых линий, в системах вентиляции веток в депо, галерей, а также защиты портальных участков тоннелей от обмерзания нашли применение струйные вентиляторы.

В настоящее время при проектировании линий с двухпутными тоннелями отделом рассматривается возможность использования струйных вентиляторов в аварийных режимах дымоудаления. Для каждого конкретного случая струйные вентиляторы могут использоваться как для оптимизации удаления дыма из тоннелей, так и для блокировки распространения дыма в сторону станций