Санкт-Петербург
+7 (812) 316-20-22
+7 (812) 571-20-22

ОАО "Ленметрогипротранс": эффективные решения для Московского метрополитена

Технологии
31 января 2017

 

 

«Нашу жизнь можно назвать театром, а открытие новой станции метрополитена срав­нимо с премьерой пьесы, исполнителями кото­рой являются строители, а автором - проекти­ровщик.»

В. А. Маслак, генеральный директор ОАО "Ленметрогипротранс"

 

-Владимир Александрович, в начале беседы позвольте поздравить Ленметро­гипротранс с юбилеем! За прошедшие десятилетия институтом накоплен ко­лоссальный опыт, и нам очень приятно, что сегодня он востребован на московских объектах. Каковы итоги работы института в 2016году в столице ?

-Минувший год был очень насыщенным. Мы занимались проектированием Калинин­ско-Солнцевской линии и в сентябре завер­шили разработку рабочей документации. Данный участок включает в себя пять станций: «Рассказовка», «Новопеределкино», «Солн­цево», «Боровское шоссе» и «Терешково». Очень большой объем работ по проектирова­нию инженерных систем был выполнен в сжа­тые сроки - всего за четыре месяца. Такого ре­зультата удалось добиться в том числе за счет грамотной организации: многие процессы шли параллельно.

В ходе работ приходится вносить много корректировок, связанных с заменой обору­дования, материалов, фактическими резуль­татами строительно-монтажных работ, изме­нениями в архитектуре и т.д. Строительство каждой из пяти станций ведут разные под­рядчики, с каждым из которых мы плотно взаимодействуем. Нашей компании удалось справиться со всеми сложностями, и мы вы­полнили свои обязательства на должном ка­чественном уровне. Пуск станций запланиро­ван на 2017 год. Специалистам института удалось уменьшить строительные объемы станций Калининско-Солнцевской линии на 25% за счет оптимизации планировочных решений. Станции скомпонованы с учетом расчетных пассажиропотоков на территориях строительства, они компактны и техноло­гичны. При работе используется технология «стена в грунте», которую наш институт стал применять одним из первых в стране.

-Что можно сказать о конструктивных решениях станций Калининско-Солнцев­ской линии и об их архитектурном облике?

-Для всех пяти станций был выбран общий конструктивный и объемно-планиро­вочный подход. Они мелкого заложения, строятся открытым способом. Служебные и вспомогательные помещения размещаются на вторых ярусах. Станции колонные, двух­пролетные, выполнены в монолитном желе­зобетоне. Для доступа маломобильных групп населения в соответствии с современными требованиями предусмотрены лифты. Не­смотря на некую «типизацию» объемно-пла­нировочных решений, по своему внешнему облику станции различаются. Специалистами нашего института разработаны архитектурные решения для трех из них: «Боровское шоссе», «Терешково» и «Рассказовка». Проектируя внешний облик, мы учитывали необходи­мость создания индивидуального и вырази­тельного образа станций, эффективность дальнейшей эксплуатации станций, стоимость и удобство монтажа. Для отделки колонн и пу­тевых стен используются панели из металло­керамики; полы выполнены в граните.

-На каких еще московских объектах метрополитена работает институт?

Мы задействованы на северо-восточ­ном участке Третьего пересадочного контура (ст. «Нижняя Масловка» - ст. «Авиамотор­ная»), проектируем участок от станции «Авиамоторная» до «Электрозаводской», на которой предусмотрена пересадка на действующую одноименную станцию Арбатско-Покровской линии. В этом году получено положительное заключение экспертизы на первый этап. Стан­ция «Электрозаводская» находится на участке двухпутного перегонного тоннеля, она будет иметь две боковые платформы. Здесь имеется участок стыковки двух однопутных тоннелей и одного двухпутного. На стадии проектирова­ния находятся работы по объекту «Кожуховская линия. Ст. «Авиамоторная» - ст. «Некрасовка». 11 этап: «От переходной камеры за ст. «Коси­но» до ст. «Нижегородская улица». Здесь также получено положительное заключение экспер­тизы на 1 этап. Помимо этого, ведутся работы по проектированию участка Кожуховской ли­нии от станции «Нижегородская» до станции «Юго-Восточная». Кроме того, в настоящее время мы заняты оформлением договорных отношений с заказчиком по поводу проектиро­вания восточного участка Третьего пересадоч­ного контура от станции «Каширская» до стан­ции «Нижегородская улица».

Хотелось бы отметить, что сегодня разви­тие метрополитена в столице идет быстры­ми темпами, но я уверен, что эффективность можно повысить еще больше, если усовер­шенствовать процедуры согласования, при­емки документации, а также вопросы дого­ворных отношений.

я бы отметил разработку и внедрение техно­логий по предотвращению недопустимых деформаций существующих зданий и соору­жений при строительстве метрополитена и других подземных сооружений в централь­ных районах Санкт-Петербурга. Дело в том, что инженерно-геологические условия строи­тельства метро в северной столице довольно разнообразные, грунты очень неустойчивы. Существующие до настоящего времени техно­логии строительства станций и наклонных эскалаторных тоннелей вызывали значитель­ные сдвижения грунта и деформации распо­ложенных наверху зданий. Особенно остро этот вопрос стоит для исторической части города, где сосредоточено много памятников архитектуры и истории. Решения института позволяют сохранить здания, способствуют повышению безопасности.

- Ленметрогипротранс известен свои­ми передовыми разработками. Какими достижениями в этом отношении был встречен юбилей?

- В числе важных научно-технических достижений института за последнее время я бы отметил разработку и внедрение техно­логий по предотвращению недопустимых деформаций существующих зданий и соору­жений при строительстве метрополитена и других подземных сооружений в централь­ных районах Санкт-Петербурга. Дело в том, что инженерно-геологические условия строи­тельства метро в северной столице довольно разнообразные, грунты очень неустойчивы. Существующие до настоящего времени техно­логии строительства станций и наклонных эскалаторных тоннелей вызывали значитель­ные сдвижения грунта и деформации распо­ложенных наверху зданий. Особенно остро этот вопрос стоит для исторической части города, где сосредоточено много памятников архитектуры и истории. Решения института позволяют сохранить здания, способствуют повышению безопасности.

Юбилей, как и преддверие Нового года, - это всегда повод для осмысления пройденного пути. С какими словами Вы хотели бы обратиться к коллективу института?

- Нашу жизнь можно назвать театром, а открытие новой станции метрополитена срав­нимо с премьерой пьесы, исполнителями кото­рой являются строители, а автором - проекти­ровщик. В нашем институте работают опытные специалисты, профессионалы своего дела. Мы знаем, как проектировать метро, умеем нахо­дить эффективные решения любых, даже са­мых сложных задач. Мне бы хотелось поблаго­дарить всех сотрудников Ленметрогипротранса за преданность делу и умение работать в ко­манде, способность нестандартно мыслить и пожелать им здоровья, удачи, семейного благополучия. Всех читателей журнала «Мос­ковские Торги» поздравляю с Новым годом!

- Благодарю Вас за интервью. Успехов!

 

Интервью с генеральным директором ОАО "НИПИИ" Ленметрогипротранс" Владимиром Маслаком, журнал Московские торги№ 1, 2017.

Текст: Юлия Бикина