Главная Новости Пожар в метро: кто виноват и что делать?
 
16 января 2019 г.

Пожар в метро: кто виноват и что делать?

Насколько высока вероятность возникновения пожара в метрополитене и как нужно действовать тем, кто по воле случая оказался на месте чрезвычайного происшествия? На эти вопросы отвечает главный специалист по пожарной безопасности ОАО «Ленметрогипротранс» Данилов Андрей Игоревич.

Учебная тревога на станции метро «Преображенская площадь» в московском метро, 2015 год. Автор: Pavel L Photo and Video / Shutterstock.com

– Андрей Игоревич, каковы самые распространенные причины возникновения пожара в метро?

– Прежде всего – неисправность электрооборудования. На втором  месте, условно, конечно, – загорание скопившегося мусора в результате электрических разрядов. На третьем – использование неисправных приборов, бытовых в том числе, курение в несанкционированных местах. При этом основным фактором возникновения пожара являются люди, их недобросовестное отношение к вопросам безопасности, своему труду и быту.

– Для тоннелей характерными являются пожары, связанные с электрическим пробоем узлов крепления контактного рельса, пожары кабельных линий и кладовых на перегонах. Такие пожары приводят к сильному задымлению перегонов и станций с остановкой движения поездов.

– Какое оборудование представляют наибольшую опасность? 

– Прежде всего, оборудование тяговых понизительных подстанций (ТПП), контактный рельс (в особенности места разрыва и  узлов крепления), различные трансформаторы, электрощиты. Пожар  возникает там, где есть горючее вещество, окислитель (воздух) и источник зажигания, а этого в метрополитене предостаточно. Старое, изношенное электрооборудование нередко является источником проблем, а электрические машины, вообще обладают всем набором факторов для возникновения пожара независимо от срока эксплуатации.

 

– А мусор? Его же почти нет в метро…   

– Напротив, в метрополитене бытового мусора и пыли предостаточно. Летом залетает тополиный пух. Хватает и бумажного мусора, который выкидывают или роняют пассажиры, переносимый  вентиляционными потоками в тоннель. Особая статья – это газеты, которые раздают у входа в метрополитен. К технологическим источникам пожароопасного загрязнения можно отнести  пылевые отложения на кабелях, сетках, решетках, которые размещаются в труднодоступных местах.

Но стоит отметить, что метрополитен принимает максимум сил для уборки станций и промывки тоннелей, поэтому загорание мусора и пыли, как правило, не приводят к каким-то серьезным последствиям и бывают редкими.

– Насколько часто возникают пожары в петербургском метрополитене, есть ли статистика?

 – Пожары возникают нередко, однако официальная статистика практически отсутствует. Госстатучет осуществляет МЧС России, а он фиксирует только те случаи, когда вызывалась пожарная охрана. В метрополитене имеется собственная, ведомственная служба пожарной безопасности, которая занимается профилактикой и тушением начальной стадии пожара объекта. На большинство загораний пожарная охрана не вызывается, акты пожара не составляются, а значит, статистика не может быть полноценной. В полном объеме  данными по количеству пожаров обладает только сам метрополитен.

Насколько я могу судить, в городской подземке может возникать до 500 пожаров в год. Масштабы их не велики, и их относят к такому типу, как «задымление». Их могло быть и больше и серьезней, но служба пожарной безопасности метрополитена (а такие отделы существуют в каждом действующем российском метрополитене) хорошо справляется со своей основной задачей по осуществлению превентивных организационно-технических мер.

Источник: Igor0077 / Shutterstock.com

– Где пожары более опасны? В тоннелях или на станциях?

– На станциях и в тоннелях пожары по-своему опасны. Они разные. На станции наибольшую опасность пожар представляет именно для персонала метрополитена. Это связано со сложной развитой планировкой, наличием тупиковых коридоров и разделения служебных помещений на блоки по принадлежности служб, что не всегда позволяет иметь всем сотрудникам доступ и свободный выход  из-за наличия электромагнитных замков. То есть сотрудник электромеханической службы не может эвакуироваться через блок  службы электроснабжения. А ведь все помещения, где работают и отдыхают сотрудники, потенциально пожароопасны. Неисправный электронагревательный прибор или вентилятор может стать причиной пожара.

Что касается пассажиров метрополитена, для них предусмотрены пути эвакуации, удовлетворяющие требованиям нормативных документов, но и это не все: при проектировании метрополитенов используется имитационное математическое моделирование пассажиропотоков, как в эксплуатационном режиме, так и при пожаре.

Результаты моделирования не всегда  подтверждают безопасность людей для принятых планировочных решений пассажирских зон по нормативам и приходится вносить необходимые корректировки в проект. Для обеспечения безопасной эвакуации пассажиров всегда предусматриваются такие системы противопожарной защиты, как: автоматическая пожарная сигнализация, системы оповещения, система противодымной защиты станций. Поэтому однозначного вывода о степени опасности пожара по месту возникновения в метрополитене не сказать, т.к. слишком много факторов.

Если говорить о пожарах в тоннелях, то конечно же  – это самый опасный и сложный для эвакуации и спасения пассажиров сценарий. Взять, например пожар поезда 1995 года в Бакинском метрополитене остановившегося на перегоне между станциями «Улдуз» и «Нариманова» в 200 метрах от станции «Улдуз». Согласно официальным данным, в результате пожара погибло 286 пассажиров, в том числе 28 детей, и трое спасателей. Число пострадавших составило 270 человек. Но в российских нормах такие сценарии пожаров не рассматриваются, т.к. загоревшийся поезд должен доехать до станции.

Пожар в метро Нью-Йорка в 1915 году, станция Broadway and West 55th Street. Автор: Everett Historical / Shutterstock.com

– А если пожар начался в вагоне?

– Здесь все сложнее. Если проектировщики и строители подземных транспортных объектов выполняют все нормативные требования в области пожарной безопасности, содержащиеся в таких документах, как Технический регламент о требованиях пожарной безопасности и  Федеральный закон о пожарной безопасности, то производители подвижного состава   этими вопросами не озадачены. Нет обязательных для выполнения производителями метровагонов нормативных документов, в которых были бы прописаны такие требования к подвижному составу, которые обеспечивали бы необходимый уровень пожарной безопасности.

На фоне этого, в строительном своде правил СП120.13330.2012 указано, что аппаратные отсеки и подвагонное оборудование должны защищаться автоматическими установками пожаротушения, что сводит к минимуму вероятность возникновения пожара в поезде. Это открытый дискуссионный вопрос, который настораживает экспертное сообщество, но решения до сих пор нет.

В настоящий момент разрабатывается ГОСТ Евразийского Таможенного союза «Вагоны метрополитена. Требования пожарной безопасности». Что касается действий пассажиров при пожаре в вагоне, они зависят от многих факторов. Если область возгорания значительна, то до станции можно и не доехать – придется покинуть вагон в соответствии с указаниями диспетчера и машиниста.

Но сразу покинуть поезд с пожаром не получится: доставшаяся от СССР система электроснабжения метропоездов с нижним токосъемом не позволяет начать немедленную эвакуацию. До начала эвакуации диспетчер и машинист должны предпринять действия по снятию напряжения с тяговой сети, а этот процесс по разным оценкам занимает от 10 до 20 минут.

–  Каковы шансы на выживание, если пожар спровоцирован терактом?

– Вообще вопросы противодействия террористической атаке не связаны напрямую с противопожарной защитой объектов. Система противопожарной защиты любого объекта проектируется для защиты людей от пожаров, возникших по технологическим причинам и не учитывает возможных сценариев взрывов или поджогов. Вместе с тем, при наступлении таких случаев, система противопожарной защиты существенно увеличит шанс на спасение выживших. Антитеррор – это отдельное направление, которым занимаются специальные службы и ведомства. Как показывает практика, если теракт все-таки произошел, избежать жертв, практически, невозможно…

– Какие рекомендации вы дали бы пассажирам в случае возникновение чрезвычайных ситуаций?

– Соблюдать правила пожарной безопасности, а в случае возникновения нештатной ситуации, четко следовать указаниям сотрудников метрополитена. Излишне волноваться не стоит, так как системы противопожарной защиты станций метрополитена имеют высокую эффективность, и смогут обеспечить безопасную эвакуацию, при том условии, что люди не будут играть роль смартфонных репортеров и поспешат на выход. В тоннелях и вагонах, как я уже говорил, все несколько сложнее. Но это тема для отдельного разговора.

 

Беседовала: Лариса Дубровская

Материал опубликован на портале UnderGroundExpert