Главная Новости Проекты Концепция транспортно-пересадочного узла
 

Концепция транспортно-пересадочного узла

Создание транспортно пересадочных узлов (ТПУ)  является в последнее время актуальной задачей в условиях крупных мегаполисов. Развитие транспортной инфраструктуры в России определяется утвержденной в 2008 году Транспортной стратегией Российской Федерации на период до 2030 г. [1], в которой, в частности, обозначены задачи создания  пересадочных узлов и обустройства объектов инфраструктуры пассажирского транспорта.

Транспортно-пересадочный узел (ТПУ) - это элемент транспортно-коммуникационного пространства города, в котором осуществляется изменение способа передвижения пассажира, в том числе пересадка из одного вида транспорта в другой.

Целью разработки ТПУ в нашей стране является увеличение пассажиропотоков и повышение эффективности транспортных перевозок. Планировочная и техническая организация ТПУ влияет на улучшение условий доступности при осуществлении пересадки с одного вида транспорта на другой, а также создает единство городского и прилегающего к нему пространства.

Основными требованиями при разработке ТПУ являются [2]:

Специалистами ОАО "Ленметрогипротранс" разработана концепция транспортно-пересадочного узла, совмещающего станцию метрополитена и автовокзал, в различных вариантах исполнения. 

Вариант №1 (осевой вариант)

Основные преимущества:

компактность всей системы транспортно-пересадочного узла, компоновочная схема автовокзала четко соответствует организации движения пассажиров.

 

 Рис. 1. Перспективный вид ТПУ

Станция метро мелкого заложения с двумя вестибюлями, оборотным съездом и двумя отстойными тупиками. 

Участок линии мелкого заложения предусматривает строительство двух тоннельных перегонов диаметром ≈ 6м. Оборотный съезд, расположенный за станцией, возводится открытым способом работ и представляет собой одно-/двухпролетную галерею мелкого заложения.

Станционный комплекс в соответствии с типом линии организован с центральной островной посадочной платформой. В состав станционного комплекса входят два вестибюля. Северный вестибюль (вестибюль №1) спроектирован с учетом взаимосвязей с объектами автовокзала. Южный вестибюль (№2) имеет рассредоточенные выходы на разные стороны перекрестка. Из каждого вестибюля организованы подземные пешеходные переходы с лестничными, эскалаторными и траволаторными подъемами на уровень земли. Все выходы имеют наземные павильоны с распашными дверьми. Каждый выход дублируется лифтовой шахтой, ведущей с уровня земли на уровень подземного пешеходного перехода.

 


Рис. 2. Схема расположения станции метрополитена

Въезд на территорию автовокзала организован по оси прилегающей улицы. Узел въезда/выезда с территории автовокзала  выполнен с учетом ряда ответвлений-дублеров для разного типа транспорта. По внешнему контуру организовано движение автобусов междугородних/международных направлений. По группе центральных въездов – движение внутригородских маршрутов. По внутреннему контуру – такси и спецтранспорт. Основное движение личного автотранспорта  - по внешнему контуру за пределами сооружений автовокзала.

Здание автовокзала. Все корпуса автовокзала расположены вокруг станции метрополитена. Боковые флигели справа и слева от станции, центральный (главное здание автовокзала) в торце станции над камерой съездов. Центральный корпус опирается на мостовую конструкцию, обособленную от конструкций метрополитена. Все корпуса имеют связи с подземными пешеходными переходами вестибюля №1 станции метро.

Городской автовокзал. В центральной части автовокзала расположена открытая территория с рядами остановок прибытия и отправления. Все остановки островные и имеют собственные спуски в подземный переход метрополитена. Спуски лестничные и лифтовые для МГН в уровне земли накрыты навесами и павильонами.  Подземные пешеходные переходы в поперечном направлении объединяют все автобусные остановки таким образом, чтобы пассажиром не приходилось пересекать проезжую часть. Помещения инфраструктуры (кассы, туалеты, медпункт, камеры хранения, зоны банкоматов) расположены в подземных переходах.

Международный вокзал. В состав сооружений, относящихся к эксплуатации международных автобусных рейсов, входят платформы прибытия и отправления, сформированные в виде  зон автобусных остановок, расположенных последовательно по диагонали. Данная компоновка позволяет организовать «карман на тротуаре перед каждым из автобусов для разгрузки и погрузки багажа. 

В левом флигеле наземного сооружения автовокзала расположены основные помещения международного вокзала (зал ожидания и вспомогательные помещения). В верхних уровнях над залом ожидания могут располагаться коммерческие объекты (кафе, торгово-развлекательные площади). Корпус автовокзала расположен возле платформы отправления.

 

 

Рис. 3. Функциональная схема ТПУ (слева) и схема движения транспорта (справа)

Главный корпус автовокзала. В центральном корпусе располагаются помещения гостиницы и административный блок помещений автовокзала.

Автомобильная парковка. Основной паркинг для автомобилей расположен в правом флигеле вокзального комплекса. В наземном уровне открытая парковка на 150 автомобилей, над ней 3 уровня надземной парковки на 450 а/м с рамповыми съездами. Въезд на парковку с обособленной дороги, идущей по внешнему контуру автовокзала. Соответственно, выезд и въезд личного автотрантспорта на территорию автовокзала не препятствует движению общественного транспорта. Также возможна организация подземного паркинга в зоне обратной засыпки камеры съездов.

Вариант №2 (двухлучевой)

Основные преимущества:

организация проездов и рассредоточенных зон въезда/выезда на территорию позволяет минимизировать заторы автотранспорта, схема позволяет вокзальному комплексу развиваться во внешние стороны при перспективных увеличениях пассажиропотоков.

Рис. 4. Перспективный вид ТПУ

Станционный комплекс выполнен по аналогии с вариантом №1.

 

Рис. 5. Схема расположения станции метрополитена (слева), разрез (справа)

Вдоль прилегающего проспекта организован дублер (карман) для автотранспорта, из которого осуществляются въезд и выезд на территорию автовокзала.  Въезды и выезды с территории автовокзала разнесены и обособлены для разного типа транспорта. В составе компоновочной схемы  два основных луча движения автотранспорта - две группы проездов, фланкирующие центральный объем автовокзала.  По внешнему контуру организовано движение автобусов внутригородских маршрутов  и междугородних/международных направлений. По группе центральных въездов – движение такси и спецтранспорт. Основное движение личного автотранспорта по центральному контуру.

Здание автовокзала. Автовокзал состоит из единого центрального сооружения с периферийным расположением навесов над остановками наземного транспорта. Центральный объем здания опирается на мостовую конструкцию, обособленную от конструкций метрополитена.

На верхних этажах здания располагаются помещения гостиницы и административный блок помещений автовокзала.

Со стороны главного фасада, обращенного на проспект, организованы входы в здание для пассажиров. Связь со всеми транспортными объектами (остановки наземного общественного транспорта, паркинги) организованы через подземные пешеходные переходы станции метрополитена.

С обратной стороны здания организована служебно-технологическая зона для обслуживания и ремонта автобусов.

 

Рис. 6. Функциональная схема (слева), общеувязочная схема (справа)

Городской автовокзал. Вокруг здания автовокзала расположена открытая территория с рядами остановок прибытия и отправления. Все остановки островные и имеют собственные спуски в подземный переход метрополитена. Спуски лестничные и лифтовые для МГН в уровне земли накрыты навесами и павильонами.  Подземные пешеходные переходы в поперечном направлении объединяют все автобусные остановки таким образом, чтобы пассажиром не приходилось пересекать проезжую часть. Помещения инфраструктуры (кассы, туалеты, медпункт, камеры хранения, зоны банкоматов) расположены в подземных переходах.

Международный вокзал. В состав сооружений, относящихся к эксплуатации международных автобусных рейсов, входят платформы прибытия и отправления, сформированные в виде зон автобусных остановок, расположенных последовательно по диагонали. Данная компоновка позволяет организовать «карман на тротуаре перед каждым из автобусов для разгрузки и погрузки багажа.  Остановки международных и междугородних рейсов примыкают к зданию автовокзала.

Автомобильная парковка. Основной паркинг для автомобилей расположен перед зданием на площади.  В наземном уровне открытая парковка на 300 автомобилей. Также возможна организация подземного паркинга в зоне обратной засыпки камеры съездов.

Рис. 7. Схема движения транспорта

Вариант №3 (кольцевой)

Преимущества:

- кольцевая схема общего движения наземного транспорта позволяет организовать систему путей движения автобусов и их остановки в поперечном относительно станции метро направлении. Это решение дает возможность сформировать единые группы остановок «прибытие-отправление» с сохранением зонирования при входе и выходе в подземные пешеходные переходы станции метро.

 

   

Рис. 8. Перспективный вид ТПУ

Станционный комплекс выполнен по аналогии с вариантом №1.

Рис. 9. Схема расположения станции метрополитена

Рис. 10. Разрез 

Кольцевой контур вокруг сооружений автовокзала включает три основные хорды:

- зона личного автотранспорта;

- зона автобусов международного/междугороднего сообщения;

- зона автобусов внутригородского сообщения 

Здание автовокзала. Все корпуса автовокзала расположены вокруг станции метрополитена. Боковые флигели справа и слева от станции. Все корпуса имеют связи с подземными пешеходными переходами вестибюля №1 станции метро.

Городской автовокзал. В центральной части автовокзала расположена открытая территория с рядами единых остановок прибытия/отправления. Все остановки островные и имеют собственные спуски в подземный переход метрополитена. Спуски лестничные и лифтовые для МГН в уровне земли накрыты навесами и павильонами.  Подземные пешеходные переходы в поперечном направлении объединяют все автобусные остановки таким образом, чтобы пассажиром не приходилось пересекать проезжую часть. Помещения инфраструктуры (кассы, туалеты, медпункт, камеры хранения, зоны банкоматов) расположены в подземных переходах.

Рис. 11. Схема движения транспорта

Международный вокзал. В состав сооружений, относящихся к эксплуатации международных автобусных рейсов, входят платформы прибытия и отправления, сформированные в виде зон автобусных остановок, расположенных последовательно по диагонали. Данная компоновка позволяет организовать "карман" на тротуаре перед каждым из автобусов для разгрузки и погрузки багажа.  

Автомобильная парковка. Основной паркинг для автомобилей расположен перед зданием на площади.  В наземном уровне открытая парковка на 300 автомобилей. Также возможна организация подземного паркинга в зоне обратной засыпки камеры съездов.

 

Ссылки:

[1] Транспортная стратегия Российской Федерации на период до 2030 г. (утв. распоряжением Правительства РФ от 22 ноября 2008 № 1734-р). - URL: https://www.mintrans.ru/documents/3/1009.

[2]  Азаренкова А. А. Планировочная организация транспортно-пересадочных узлов / А. А. Азаренкова  // Academia. Архитектура и строительство. -  2011. - №1. - С. 76-81. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/planirovochnaya-organizatsiya-transportno-peresadochnyh-uzlov