Главная Деятельность Технологии Вопросы формирования транспортно-пересадочных узлов в Санкт-Петербурге
 

Вопросы формирования транспортно-пересадочных узлов в Санкт-Петербурге

Современное градостроительное развитие всех мегаполисов предполагает модернизацию транспортного каркаса и объектов транспортной инфраструктуры. Одной из современных тенденций развития является формирование транспортно-пересадочных узлов на участках пересечения линий общественного транспорта различных категорий.  Поскольку транспортно-пересадочный узел представляет собой один из основных элементов современного транспортного  каркаса города, комплексное формирование  ТПУ должно быть неотъемлемой частью любого градостроительного решения, включающего транспортный каркас районного или общегородского значения.

Д. А. БОЙЦОВ, начальник архитектурно-строительного отдела ОАО "Ленметрогипротранс"

Современный Генплан Петербурга, разрабатываемый в 2017г., учитывает развитие ТПУ всех трёх уровней, однако есть ряд факторов, мешающих полноценному развитию данного сектора транспортной инфраструктуры:

- отсутствие комплексного подхода в проектировании (объекты в составе ТПУ проектируются в большинстве случаев разрознено и пошагово);

- отсутствие конкретных критериев, которыми должны обладать новые транспортные центры, призванные обеспечить максимальный  комфорт для горожан. Нет ни лимитов времени на пересадку между различными видами транспорта, ни критериев комфорта при передвижении пассажиров.

В результате объемно-планировочные решения формируются пошагово и не могут гарантировать максимально рациональную взаимосвязь разрозненных транспортных сооружений.  

ТПУ "Пулково". Проектный вариант 2016 года.

Проектирование ТПУ не должно быть стихийными и бессистемными, каким оно являются на сегодняшний день. Это происходит, во-первых, из-за полного отсутствия нормативно-технической базы в архитектурно-градостроительной отрасли по данному вопросу. По вокзалам, аэропортам и метро есть специальные СП, СНиПы, пособия федерального и регионального уровня. По проектированию ТПУ на сегодняшний день норм нет, да и само определение фигурирует только во внутренних документах комитетов и ведомств. В итоге, отсутствие норм и регламентированных требований является первой и одной из основных проблем комплексного проектирования.

Кроме этого, следует прорабатывать вопрос коммерческой составляющей в составе формируемого ТПУ. Данный вопрос принципиален при решении задач экономической стратегии развития, имущественно-правовых отношений и рентабельности создаваемого объекта.

В связи с непродуманностью моделей коммерческой составляющей в составе многофункционального объекта, включающего транспортную инфраструктуру, современные проекты "ТПУ" решают этот вопрос в ряде случаев формально. Например, расположение коммерческих площадей происходит по остаточному принципу, или, наоборот вообще кардинально проигнорированы​ вопросы комплексного транспортного развития, создан огромный торговый комплекс/МФК и для условного соответствия статусу "ТПУ" выполнены какие-то условные навесы над остановками транспорта и скамейки для ожидания.

(Примеры: «транспортный узел Лиговский пр.», «Купчино», «Морской фасад»)

Навесы над входами в метро ст. "Лиговский пр." и над остановками наземного общественного транспорта. Проектный вариант 2012 года.

ТПУ "Купчино". Проектный вариант 2012 года.

Формирование ТПУ в сложившейся среде

Здесь на первый план выходят проблемы реконструкций и пошагового освоения территорий. Отсутствие комплексного подхода не позволяет единовременно сформировать в среде исторической застройки полноценные развитые многофункциональные комплексы, поскольку по всем составным элементам объекта разные заказчики и соответственно различные источники финансирования, а также различные сроки реализации. (Пример – транспортный узел «Театральная» с паркингами на Театральной площади)

Формирование транспортного ядра общественных районных центров (вопросы ансамбля)

Формирование транспортных узлов в составе общественных пространств по принципам ансамбля с четкой иерархией объектов и четкой логикой всех взаимосвязей и по эксплуатационным и по эстетическим критериям, а не набор разрозненных сооружений. Для Петербурга этот вопрос не должен быть проигнорирован, поскольку именно крупномасштабные ансамбли нашего города, на мой взгляд, являются главной гордостью и принципиальным отличием от многих других городов.

Задача, которую необходимо решить совместно инвесторам, чиновникам городских комитетов, архитекторам, градостроителям, урбанистам, специалистам по транспорту, экономистам и многим другим - это формирование современных, развитых и полноценных во всех областях проектных решений Транспортно-пересадочных узлов, которые позволят модернизировать крупнейшие общественные пространства нашего города, сделав их комфортнее. При системном развитии ТПУ возможно создание рационального транспортного каркаса и грамотного зонирования всей квартальной застройки, окружающей транспортный каркас.

 

 

Статья опубликована в журнале Подземные горизонты - №13, 2017